Ремонт бетона: виды повреждений и методы их устранения
Ремонт бетона: виды повреждений и методы их устранения
Появление арматуры - это весьма существенная проблема для любой ЖБИ-конструкции.
Ремонт ЖБИ-изделий предполагает их укрепление, так как при наличии дефектов оболочки и арматуры прочность значительно снижается. Потребность в ремонте возникает при смене назначения строения в сторону больших нагрузок, а также если сооружение находится в состоянии сильного разрушения, или же при комбинации этих двух причин.
Как можно справиться с подобными проблемами и почему они возникают? Можно ли сделать ремонт в зимнее время? Ответы на все эти вопросы – в нашей статье.
Чаще ремонтные работы необходимы зданиям в солидном возрасте, так как в прежние времена качество бетонного раствора оставляла желать лучшего. Не соблюдалось правильное соотношение воды и цемента, не контролировалось качество добавок и толщина защитного слоя, что и привело к проблемам с арматурой в наши дни.
Чтобы вынести вердикт, потребуется пристальное изучение с обязательным составлением чертежей. В идеале нужны и исходные данные – также задокументированные, тогда составить заключение относительно метода ремонтирования не составит труда.
Важно! Выбирая составы для работы, нужно иметь представление о количестве, состоянии и расположении арматуры внутри. С этим поможет специальный прибор ИЗС – применяется в ситуациях, когда толщина бетонного слоя не более девяти сантиметров.
Растрескивание свидетельствует о разрушении конструкции.
Если ЖБИ открыта для зрительного осмотра, то дефекты можно оценить визуально. Часто проблемы отличаются в зависимости от сторон. К примеру, для северной стороны характерны пониженные температуры – следовательно, важно, чтобы бетон выносил большое количество замерзаний и оттаиваний. А для южной стороны характерны температурные перепады, поэтому появляются большие трещины.
Абсолютно новые ЖБИ тоже могут нуждаться в ремонтировании - особенно после процедуры распалубки, когда проявляются проблемы из-за неправильной заливки бетона.
Это происходит из-за использования некачественных составов и как следствие неправильно проведенной процедуре уплотнения. Порой влияет и неудачное планирование сооружения, не позволяющее подвергнуть бетонированию конкретные места.
Влияет на появление проблем и опалубка с истекшим сроком годности, подвергавшаяся сильным эксплуатационным нагрузкам. При работе различных приборов (в том числе вибраторов) в ней появляются отверстия, через которые протекает цементное молочко, и в итоге поверхность сооружения становится неоднородной.
Как бороться с дефектами?
Все проблемы подразделяются на два типа
Поверхностные дефекты - неровности, небольшие ямки и впадины. Отремонтировать бетон в такой ситуации совсем не сложно, серьезных затрат не потребуется.
Крупные пустоты и щели, сквозные трещины - уже более существенные минусы. Наиболее серьезной проблемой считается несоответствие ЖБИ изначальным параметрам, утвержденным в проекте.
Как устранить дефекты с поверхности?
Ликвидация неровностей осуществляется следующим способом: поверхность очищают посредством специальной щетки со стальными щетинками. Далее следует промывка водой и оштукатуривание при помощи раствора, созданного в пропорции 1:2 (портландцемент от М400 до М500 и песок соответственно).
Для ликвидации раковин применяется зубило. Сначала убирается неплотный краевой слой бетона, потом также используется стальная щетка, промывание водой и оштукатуривание при помощи раствора.
Важно! Если ремонтные работы предполагаются в большом объеме, то можно использовать метод торкретирования.
Серьезные проблемы
Одна из наиболее часто встречающихся проблем - это большие раковины, которые возникают из-за сбрасывания бетона в опалубку с существенной высоты, а также из-за неправильно проведенной процедуры уплотнения, использования жестких смесей, от расслоения или схватывания раствора при слишком долгой перевозке на место.
Самыми незащищенными по праву считаются места, где сосредотачивается большое количество арматуры, или же где нет возможности заполнить бетоном и усилить опалубку. В такой ситуации способ ремонтирования выбирается исходя из особенностей строения и его дефектов.
На колоннах дефекты должны зачищаться до арматурного слоя, бетонируются они после промывания. Для этого используется особый бетон мелкозернистого типа, создающийся на базе портландцемента от М400 до М500. Марка раствора берется выше той, что использовалась изначально - это позволит обеспечить хорошую сцепку.
Важно! Если дефект сквозной, то расчистка его делает более слабой все ЖБИ-сооружение. В такой ситуации потребуется предварительное укрепление путем наложения накладок из металла. Далее в проблемный участок устанавливаются особые трубки, через них проводится цемент, или же устраивается ЖБИ-обойма.
Нередко можно встретить дефекты, образующиеся от непрохождения бетона, причем проблемы могут доходить до обнажения арматуры. Монолитность ЖБИ также часто нарушается. Это ликвидируется следующим образом: предпринимаются очищение и промывание, далее идет заливка бетона, опалубка и заполнение раствором. Бетон создается на щебне небольшой фракции с добавлением ускорителя процесса затвердевания.
Строители в обязательном порядке проверяют уровень качества раствора - в присутствии представителей строительной лаборатории - и только затем начинают бетонирование. В проблемных местах раствор нагревается посредством пара, специальных инфракрасных ламп или путем электропрогрева.
Другим важным недостатком считаются трещины, появляющиеся из-а осаждения грунтов, температурных перепадов и прочих типов деформирования. Разрешить подобные проблемные ситуации нелегко, для этого приглашают представителя от проектировщиков строения, создается специальная комиссия для исследования состояния сооружения и выявления дефектов, их измерения и установления степени прогрессирования.
Самый простой вариант для контролирования трещин - монтаж особых гипсовых маяков. Трещины в достаточно стабильном состоянии после расшивки и очищения ликвидируются посредством нагнетания в них состава или набрызгом - то есть сухим торкретированием.
При установлении факта расширения трещин проектировщики приступают к разработке проекта укрепления сооружения. После окончания всех работ подписывается акт.
Что такое торкрет?
Торкретирование - это нанесение слоя состава путем набрызгивания под нагнетанием. Он способен заполнить собой самые мелкие ямки, обеспечивает прекрасную сцепку с основанием.
Слой имеет достаточно существенную толщину, под него кладется сетка из проволоки или арматуры (в зависимости от масштаба).
Перед тем, как положить арматуру все обрабатывается особым пескоструйным прибором или водой для ликвидации загрязнений и остатков рыхлого бетонного слоя.
Бетон для торкрета создается на портландцементе или глиноземистом цементе, наносится на поверхность и сухим, и мокрым способами.
При нанесении сухим способом смесь загружают в аппарат (пушку), из которого она потом подается сжатым воздухом через сопло (и в нем увлажняется). Это позволяет нанести плотный слой бетонной смеси за раз.
Влажный способ предполагает предварительное разведение торкрета водой и подачу его насосом. При таком способе образуется меньше грязи, снижаются потери состава. Смесь наносится более равномерно и тонким слоем. Для ремонта могут использоваться оба метода.
Какие растворы применяются сейчас?
Составы тиксотропного типа
Это смеси в сухом состоянии на базе цемента высоких марок, армирующих волокон, а также ультрасовременных добавок, пластификаторов. При соединении с водой образуется состав повышенной прочности, не дающий усадки и действенный при ремонте любых как горизонтально, так вертикально расположенных поверхностей. Подобные составы используются и в частном, и в крупном строительстве.
Посредством тиксотропных составов: восстанавливается объем разрушенного ЖБИ, в том числе ликвидируются последствия коррозии арматурного наполнения; устраняются различные проблемы, возникшие после бетонирования; ремонтируется бетонный слой, заполняются швы; ликвидируются ямки и выбоины; выравниваются стены и полы; ремонтируются бетонные лестницы; заделываются течи и др.
Стоимость тиксотропных материалов высока, но результат превосходит все ожидания!
Составы на базе эпоксидов
Заделывание дефектов посредством эпоксидных смол также очень распространено. На базе смолы создается особая мастика, наносимая кельмой хорошо очищенное основание. Состав в смеси с песком прекрасно убирает все проблемы.
Для оперативной ликвидации трещин применяются составы из двух компонентов, являющиеся смолами низкой вязкости для инъекций. По бокам дефектов ставятся специальные паркеры, в которые и нагнетается смесь. Смоляные составы быстро затвердевают и могут применяться даже под водой.
Данные материалы используются для ремонтирования различных бетонных покрытий - на полу, на стенах, на крышах и в фундаментах зданий. Используются как для наружных, так и для внутренних работ. Такими составами заполняются дефекты, устраняется чрезмерная пористость, ликвидируются протечки и т.д. Гарантируется повышенная прочность и длительный срок службы.