Основные особенности закупок в рамках 223-ФЗ: информация для начинающих заказчиков и поставщиков
На кого распространяется закон?
Нормативно-правовой акт распространяется на компании с капиталом, где наличествует государственная доля не менее 50%.
Сюда могут относиться компании, работающие в области энергетики и водоснабжения, железнодорожной и нефтегазовой отраслях, предприятия в государственной собственности и проч.
Закупки, осуществляемые подобного рода компаниями, должны отличаться максимальной прозрачностью и эффективностью расходования денежных средств.
Основная документация согласно ФЗ №233
- Положение создается на длительный срок, включает в себя основные регулирующие нормы, определяет способы проведения мероприятий и проч.
- Закупочный план - создается сроком на год, включает основные характеристики закупки, с которыми он не может входить в противоречие.
Если речь идет о закупках лекарств или высокотехнологичных товаров, то план создается на более длительный срок - до 7 лет.
Также составляются следующие документы:
Извещение об осуществлении закупки - создается в соответствии с параметрами конкретного закупочного процесса, включает в себя перечень условий.
Документы о закупочном процессе, действие которых распространяется исключительно на определенное мероприятие. Документы подбираются согласно уже упоминавшемуся Положению и сдержат все нужные сведения, такие как:
- требования к самой продукции и особенностям их поставки;
- правила описания товаров, правила описания оказываемых услуг и др.;
- сроки поступления продукции;
- максимальное значение стоимости;
- сведения об оплате;
- сведения об окончательном сроке мероприятия;
- информация о закупаемой продукции и др.
Протоколы для подведения результатов - позволяют зафиксировать базовые этапы и итоги закупочного процесса.
Итоговый договор, содержащий договоренности сторон - создается не раньше десяти и не позже двадцати дней после создания итогового протокола.
И прочая необходимая документация, дополнительные сведения.
Произведение закупок согласно ФЗ №223
Наличие Положения предполагает право заказчика соблюдать его в рамках существующего нормативно-правового акта.
Достоинства использования данного НПА
- Возможность подобрать любой комфортный способ покупки.
- Возможность установить удобные сроки осуществления закупочного процесса.
- Возможность определить основания закупки.
- Можно устанавливать свои условия закупочного процесса.
- Допускается внесение изменений в план.
Положение как основной документ
Главным документом, в котором отражаются все сведения о закупке, является Положение. В нем содержится алгоритм с этапами всего мероприятия. Документ должен быть опубликован в ЕИС в течение пятнадцати дней после его принятия.
В данном документе имеется следующая информация:
- все необходимые определения товаров;
- область использования;
- применяемые принципы, порядок, способы и особенности осуществления закупки;
- требования к закупочному процессу;
- содержание иной документации;
- условия использования;
- порядок заключения и расторжения контракта;
- особенности процесса;
- и иные значимые сведения.
Разновидности закупок
Закупки подразделяются на два вида - с конкуренцией и без нее.
Первые проводятся следующим образом.
Сначала проводится конкурс, по итогу которого побеждает лишь один участник, максимально соответствующий представленным условиям.
Далее проводится аукцион, на котором официально избирается полностью соответствующий всем требованиям участник с самой низкой стоимостью, обозначенной в договоре.
Запрашивание котировок - здесь выигрывает участник с заявкой, максимально соответствующей требованиям, изложенным в Извещении о запросе котировок и с самой низкой стоимостью.
Запрашивание предложений - здесь побеждает тот, чья заявка наиболее точно соответствует всем запросам и имеет наилучшие условия по всем параметрам.
Также могут производиться и иные способы выбора, в рамках опубликованного Положения. Конкурентный закупочный процесс предполагает заключение контракта и полное соответствие выставленным условиям, а именно:
- в указанных сведениях должны быть перечислены все особенности продукции;
- в указанных сведениях не должно содержаться ссылок на товарные знаки и др. - на то, что способно искусственно ограничить численность участников - это допустимо лишь в ситуациях, когда нет иного способа обеспечения четкого соблюдения условий;
- в сведениях ссылка на обозначение конкретной компании должна быть заменена на эквивалентное значение, только если нет несовместимости продукции или необходимости в четкой закупке конкретного оборудования, закупок для госконтракта, закупок определенных товаров от определенных компаний.
Неконкурентный вариант предполагает возможность неиспользования требований части 6.1 статьи 3 указанного НПА. Подобные закупки не объявляются торгами, конкурсами или аукционами, и заказчик не обязывается к заключению договора по результатам закупочного процесса.
Заказчики имеют право на запрос дополнительной документации при осуществлении конкурентного закупочного процесса.
Особенности процесса согласно ФЗ №223
Заказчики публикуют сведения о закупках на большом количестве онлайн-площадок. Конкурентные варианты проводятся только на официальных площадках.
Закупочные сроки строго описаны в представленных документах и не могут сокращаться, кроме мероприятий без конкуренции.
Как обеспечивается заявка?
Заказчики самостоятельно определяют важность обеспечения документации. Все требования указываются в Положении. Участники определяются с вариантом предоставления обеспечения - посредством банковской гарантии, или же переводом денег на счет заказчика. Если речь идет о конкурентном типе, то деньги поступают на особый счет. Также возможно обеспечение в виде независимой гарантии.
Возможности участников закупочного процесса
Попробовать себя в роли участника может как юридическое, так и физическое лицо, ИП и самозанятые граждане. Согласно рассматриваемому НПА, возможны особые условия для самозанятых и СМП, а также для тех, кто занимается поставками товаров отечественного производства из России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
Данные моменты подтверждаются особыми сертификатами на товар.
Как защищаются права участников?
Если права нарушаются, то возможно обращение в ФАС с жалобой на заказчика. Жалоба возможна, если:
- нарушаются права по размещению закупочного положения в системе ЕИС;
- требуются не предусмотренные документы;
- закупочный процесс нарушает требования 44-ФЗ;
- публикуются недостоверные сведения.
Жалоба также возможна при нарушении 223-ФЗ, или же действующего Положения. Принимаются к рассмотрению подобные обращения в течение недели.
Жалоба подается в три месяца, если контракт так и не заключается, а в остальных моментах на подачу жалобы дается десять дней со времени публикации в ЕИС. В иных случаях сроки идут от подведения итогов закупочного процесса.
Подается документ через почту России, также можно выслать его по e-mail, доставить лично или посредством транспортной компании. Жалоба направляется в подразделение по местонахождению заказчика.
Если же закупка стоит выше миллиарда, то обращение направляется в центральный орган ФАС. То же самое касается закупки с суммой более ста миллионов при условии того, что заказчик упомянут в списке ФАС от 05.07.2019 № ИА/57470/19.
Компания “ЭДКМ” готова предложить всестороннюю помощь по подбору товаров и их аналогов для всевозможных закупок. Обратиться к нам вы можете по указанным на сайте телефонам, или же заполнив форму обратной связи. Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.